Новини
"Больше 50 процентов продюсирования - это психология" - интервью с барабанщиком группы GARBAGE
31 жовтня 2012
С момента последнего визита Garbage в Украину не прошло и полгода, а группа снова берет курс в Киев . Далее интервью ударника Garbage и "грэмми"-носного продюсера Бутча Вига (Butch Vig
А вы ведь сейчас в Солт-Лейк Сити. Как дела в столице мормонов?
Бутч: (Смеется) Ну я-то не мормон. Мы играли здесь раньше, и честно говоря, мне нет особого дела до религии. Мы приехали за рок-н-роллом, так что все будет как обычно.
Я вот о чем хотел поговорить: вы фактически вернулись к тому, с чего начинали. В 80-е вы играли в инди-группе и продюсировали независимых музыкантов. И теперь вы снова в инди-группе, даже в двух (Виг записал альбом в составе фолк-рок-команды Emperors of Wyoming - прим. Звуков). При этом индустрия изменилась совершенно. В 80-е единственным медийным рупором среды были два-три панковских фанзина, но вместе с тем был естественный фильтр - тот, кому эта музыка была интересна, по своим каналам ее находил. Сейчас заявить миру о себе - вопрос пары щелчков мышкой, но с приходом интернета музыки стало так много, что выйти на слушателя - целая проблема. Как по-вашему, независимому музыканту было труднее тогда или стало труднее сейчас?
Бутч: Для нас пойти по пути "инди" было самым разумным выбором. Мы очень не хотели снова связываться с корпоративной системой. Теперь мы можем сами решать, где и когда нам играть концерты, когда выпускать альбом, когда - не выпускать. А для нас это важно. И конечно, интернет и цифровая эпоха сильно упростили весь процесс: ты можешь записать песни в собственном подвале, залить их в интернет, и они разойдутся по сети со скоростью вируса. 24 часа эфира - это то, о чем 20 лет назад можно было только мечтать. Проблема в том, что в мире 5, а может 10 миллионов исполнителей. Нас смыло в море посредственности, и нужно сильно постараться, чтобы найти ту музыку, которая действительно что-то значит для тебя.
Вас не угнетает ситуация, при которой продакшн стремительно падает в цене?
Бутч: Я лично угрозы не ощущаю. Да, можно поставить дома компьютер, пару дешевых синтезаторов и писать песни. Многие сингеры-сонграйтеры так и делают. Но скорее всего, у вас не получится нечто такое, что захватит внимание тысяч людей. Что возвысится над тем самым морем посредственности. Как по мне, больше 50 процентов продюсирования - это психология, способность мотивировать артиста, понять его видение, протолкнуть его в ту особую зону, где он сможет по-настоящему раскрыться. Не знаю, может быть у кого-то это получается и в подвальных условиях.
В самом начале тура, когда вы приезжали в Россию в мае, было заметно, что вы очень осторожно выбрали новые песни для концертов. Сейчас в сетлисте у вас куда больше треков с "Not Your Kind of People" и вы активнее тасуете их из концерта в концерт. Можно ли сказать, что вы наконец-то научились их играть?
Бутч: (Смеется) Это правда! Мы чаще стали исполнять новые вещи, поэтому теперь можем сыграть штук семь-восемь за вечер. Одна из причин того, что с самого начала мы не играли много "новья", в том, что альбом в то время еще не вышел. Мы хотели выждать несколько недель, может даже месяцев, чтобы люди успели сжиться с этими песнями. И нам самим нужно было их как следует отрепетировать. Но это не только новых песен касается, мы и старые успели подтянуть, поэтому сейчас у нас есть треков 50 на выбор, и мы можем перекраивать сетлисты каждый вечер, чтобы нам самим не надоело и чтобы публика оставалась заинтригованной.
Есть песни, которые играть тяжелее остальных? Не обязательно новые.
Бутч: (Пауза) Мне труднее всего даются по-настоящему быстрые вещи. На "Bleed Like Me" есть песня "Bad Boyfriend", на ней барабанил Дейв Грол (Dave Grohl), и теперь мне приходится копировать его манеру, а там полно синкопации, и в конце совершенно сумасшедшие партии. "Why Do You Love Me" трудновата, там тоже синкопация и множество моментов "stop & go". Из новых - "The One". Когда я до нее доходит очередь, я ловлю себя на мысли "Окей, началось..." (смеется).
Давайте пройдемся по нескольким песням с альбома, чтобы понять, из чего он сделан. Начнем с "Big Bright World". Как она получилась?
Бутч: Она началась с двух вещей. Со строчки "Rage against the dying of the light" ("Не дай погаснуть свету своему") из знаменитого стихотворения ["Не уходи безропотно во тьму" Дилана Томаса (Dylan Thomas)] о том, что нельзя терять волю к жизни. И как раз тогда я много слушал первый альбом Suicide. А там такой тяжелый индустриальный звук, дешевые драм-машины, аналоговые синтезатор... И на стыке этих двух элементов получилась песня. Там в самом начале паттерны ударных, почти как в нью-вейве 80-х (напевает партию ударных)... Кстати, к вопросу о трудных песнях - эту живьем играть непросто. Она вся держится на синкопированных ударных, и мне приходится быть очень сосредоточенным, чтобы не облажаться. Но это одна из моих любимых песен, потому что она по-настоящему оптимистичная, почти гимноподобная. И все в группе чувствуют это.
"Man on a Wire". Звучит как прямолинейный рок-боевик. Это дань вашей работе над альбомами Foo Fighters и Green Day?
Бутч: Песня началась с того, что Стив [Маркер] написал базовый рифф (напевает рифф). Он написал его, потому что слушал Yeah Yeah Yeahs. Это все, что у нас было. Он прислал рифф мне, а я добавил к нему припев - гитару и ударные. А потом пришла Ширли [Мэнсон], только посмотревшая этот фильм, "Человек на проволоке", и она думала о моментах, когда человек стоит на распутье и у него нет времени выбирать, а одно неверное движение может стоит жизни. Так в песне появился необходимый заряд электричества. Ее я тоже очень люблю играть, она напоминает мне о второй волне панк-рока.
"Control". В ней есть отличный момент, когда звук чуть ли не полностью перекашивается дисторшном.
Бутч: Эту придумал я, мне хотелось, чтобы у нас была песня с мрачным грувом, что-то вроде "When the Levee Breaks" Led Zeppelin. И я сыграл на гармонике в начале песни, хотя я вообще-то не умею на ней играть. Получилась такая блюзовая штуковина. Ширли написала текст о внутренних противоречиях, с которыми, я думаю, все мы сталкиваемся. Когда дьявол побеждает, и нужно отступить назад, выдохнуть, и понять, какой путь ты хочешь выбрать. Вот этот момент, где Ширли поет "Я задыхалась", - это момент, когда ты понимаешь, что сделал неверный выбор и теперь придется вернуться на стартовую клетку. Дисторшна в нем сперва не было, был чистый переход к куплету, но нам показалось, что так скучно. И мы пропустили этот кусок через гитарный усилок, вставили в таком виде в готовый микс, порубили ударные и пересвели вокал. Нам хотелось, чтобы песня действительно вышла из-под контроля.
И напоследок: в последние пару лет вы слышали что-то, что заставило вас по-белому завидовать, как продюсера, что это сделали не вы?
Бутч: Нет, я не завидую, я же в основном радио слушаю, станции, где играют инди-рок, хип-хоп, поп-музыку. Слушаю музыку из фильмов. Кстати, "Looper" ("Петля времени") недавно посмотрел, отличное кино, лучший sci-fi года. The National пару лет назад выпустили альбом, и мне очень понравился их мрачный саунд. Понравился диск Ланы Дель Рей (Lana Del Rey), она как будто сошла из фильма Дэвида Линча (David Lynch). Она - анти-поп, анти-Кэти Перри, анти-Рианна... Знаете, я, в основном, ловлю местные радиостанции, все ж интереснее, чем Топ-40 слушать.